Ответственность за огневой способ очистки полей

Наступление весны связано с обильным таянием снега и установлением устойчивой теплой погоды, что неизбежно приближает пожароопасный период и возникает угроза возгорания сухой травы, крупных лесных пожаров.

В связи с неблагоприятными погодными условиями осени 2014 года ряд сельхозпроизводителей края не успели в полном объеме собрать урожай, обработать поля от стерни. Несобранный урожай и оставленная стерня являются легко горючими материалами, что может привести к возникновению пожара.

Некоторые из сельхозпроизводителей предпочитают огневой способ очистки полей от стерни и пожнивных остатков, что может привести к возникновению крупных лесных пожаров, а также повлечь гибель граждан, животных и причинение значительного материального ущерба.

В 2014 году с земель сельскохозяйственного назначения на территорию лесного фонда перешел 91 пожар (14%).

В марте-апреле 2015 года природоохранной прокуратурой 27 индивидуальным предпринимателям и руководителям организаций, занимающихся выращиванием сельскохозяйственных культур, объявлены предостережения о недопустимости нарушения Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ 25.04.2012 № 390 (далее - Правила)

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону «О пожарной безопасности» он определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В статье 37 этого закона закреплено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, которые содержатся в Правилах.

Пунктом 218 Правил установлен запрет сжигания стерни, пожнивных остатков и разведения костров на полях.

Кроме того, в целях предотвращения перехода огня на леса п. 214 Правил закреплено, что перед созреванием колосовых культур хлебные поля в местах их прилегания к лесным и торфяным массивам, степной полосе, автомобильным и железным дорогам должны быть обкошены и опаханы полосой шириной не менее 4 метров.

Уборка зерновых начинается с разбивки хлебных массивов на участки площадью не более 50 гектаров. Между участками делаются прокосы шириной не менее 8 метров. Скошенный хлеб с прокосов немедленно убирается. Посредине прокосов делается пропашка шириной не менее 4 метров (п. 215 Правил).

Начало пожароопасного периода объявляется приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края после схода снежного покрова при наступлении высокого класса пожарной опасности по условиям погоды.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» собственники имущества, руководители организаций за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. При этом для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В 2014 году по инициативе природоохранной прокуратуры к административной ответственности привлечены 3 сельхозпроизводителя, которые перед созреванием урожая не выполнили требования Правил противопожарного режима в части опашки полей.

Сжигать сухую листву, траву, мусор в населенных пунктах является опасным, особенно в ветреную погоду. Указанное может повлечь распространение огня на жилые дома, особенно в зоне индивидуальной застройки.

Запрет на сжигание отходов, листвы и мусора закреплен Правилами благоустройства населенных пунктов. Например, в г. Барнауле он закреплен пунктами 4.1.2, 14.1, 15.6. Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 № 110.

Несоблюдение указанной нормы закона влечет административное наказание по ст. 27 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» в виде предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Согласно ст. 77 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Таким образом, при переходе пожара с используемых сельхозпроизводителями полей на земли лесного фонда они могут быть привлечены к гражданской ответственности в виде возложении обязанности компенсировать причиненный вред.

 

По материалам Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры

Последние новости в рубрике: