Не все исполняют свои контрольные функции добросовестно

Специалисты отдела природных ресурсов Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, проводя «Час прямого провода», ответили на вопросы жителей края, связанные с темой  «О мерах по пресечению нарушений природоохранного законодательства в части использования общераспространённых полезных ископаемых». Как выяснилось в ходе общения, не все структуры исполняют свои контрольные функции добросовестно, что приводит к росту правонарушения в сфере использования природных ресурсов.

ВОПРОС. Как много нарушений природоохранного законодательства в части использования общераспространённых полезных ископаемых фиксируют специалисты ведомства в текущем году? Какой ущерб это наносит окружающей среде?

ОТВЕТ. Факты незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых фиксируются практически на всей территории Алтайского края. Силами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края пресечь все случаи нарушений не представляется возможным. К сожалению, органы местного самоуправления практически самоустранились от возложенных на них (в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах») полномочий по контролю за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. За 10 месяцев 2015 отделом природных ресурсов рассмотрено 15 дел об административных правонарушениях при пользовании недрами, из них 2 дела прекращено из-за отсутствия состава правонарушения. От незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых в бюджет Алтайского края не поступают налоговые платежи на добычу полезных ископаемых. На местах такой добычи, как правило, моментально появляются свалки мусора, что дополнительно отрицательно влияет на окружающую среду.

ВОПРОС. Как и кто выявляет нарушения по использованию недр? Проверяются ли факты по обращениям местного населения?

ОТВЕТ. Факты незаконной добычи выявляются при непосредственном обна­ружении данного правонарушения. Протокол об административном право­нарушении за пользование недрами без лицензии на пользование недрами составляют уполномоченные лица – сотрудники полиции и прокуратуры, государственные инспектора в области охраны окружающей среды. Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» к полномочиям органов местного самоуправления относится в частности контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, т.е. органы местного самоуправления также могут осуществлять контроль за безлицензионным пользованием недрами. Рассматривать административные дела за безлицензионную добычу общераспространенных полезных ископаемых на территории Алтайского края в соответствии со статьей 23.22 КоАП РФ отнесено к полномочиям Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края – как уполномоченного органа Администрации Алтайского края в области охраны окружающей среды. Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении за незаконную добычу может послужить и обращение граждан.

ВОПРОС. Какие штрафы предусмотрены за нарушение законодательства в области использования полезных ископаемых?

ОТВЕТ. В соответствии с частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

ВОПРОС. Считается ли нарушением, когда местные жители вырывают песок из-под корней сосен или в других местах, когда без разрешения берут песок, глину, галечник? Кто следит за этим? Как реагировать, когда видишь такое? Куда сообщать?

ОТВЕТ. Это нарушение - добыча полезных ископаемых без лицензии на право добычи. Сообщать по этому поводу можно в органы местного самоуправления, органы полиции, прокуратуры или непосредственно в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края.

ВОПРОС. Что такое общераспространённые полезные ископаемые? Кто в нашем регионе осуществляет контроль за использованием других полезных ископаемых?

ОТВЕТ. Перечень общераспространенных полезных ископаемых на территории Алтайского края утвержден совместным распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Администрации Алтайского края от 31 июля 2006 г. N 37-р/382-р. В этом списке среди прочих: песок строительный, песчано-гравийная смесь, камень строительный, глина, отдельные виды торфа и суглинков и др. Контроль за использованием других, не относящ0ихся к общераспространенным, полезных ископаемых на территории Алтайского края осуществляет Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.

«Час прямого провода» проходит в режиме он-лайн на сайте Главного управления каждый понедельник.

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Пресс-служба Главного управления

Последние новости в рубрике: