Состоялись дистанционные публичные обсуждения результатов правоприменительной практики по федеральному государственному лесному и пожарному надзору в лесах за первое полугодие 2020 года

Государственными лесными инспекторами за отчетный период было выявлено 519 нарушений лесного законодательства, из них фактов совершения незаконной рубки – 132 случая. По выявленным фактам объем незаконных рубок составил 2017 м3, по которым нанесен ущерб лесному фонду на сумму более 37 млн рублей.

С целью возбуждения уголовных дел, предусмотренных ст.260 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконная рубка лесных насаждений», в правоохранительные органы направлено 119 материалов, по которым на 1 июля 2020 года было возбуждено 104 уголовных дела по фактам совершения незаконных рубок лесных насаждений. За первое полугодие 2020 года за совершение незаконных рубок лесных насаждений 20 граждан привлечено к уголовной ответственности.

Остальные нарушения связаны с несоблюдением лесохозяйственных правил. За ненадлежащее исполнение правил использования лесов, предусмотрена административная ответственность по ст. 8.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Из общего количества протоколов об административной ответственности, составленных за первое полугодие 2020 года (401 протокол), 166 протоколов об административной ответственности составлено именно по этой статье, что составляет 41% от общего количества протоколов.

При заготовке древесины чаще всего нарушаются правила, утвержденные Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474:

– не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах;

– запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.

– запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков;

– запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев;

– не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке;

– не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ;

– не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.

Кроме этого, к основным нарушениям лесного законодательства относится пренебрежение правилами пожарной безопасности в лесах, административная ответственность за которые предусмотрена статьей 8.32 КоАП РФ. Всего по этой статье за указанный период составлен 131 протокол об административном правонарушении, что составляет 33% от общего количества составленных протоколов.

Типовыми являются в основном нарушения пунктов: 9.1, 16, 17 Правил пожарной безопасности в лесах:

«Пункт 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах.

В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Пункт 16 Правил пожарной безопасности в лесах.

При проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В случаях когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Пункт 17 Правил пожарной безопасности в лесах.

При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:

а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;

б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;

в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона».

Общая сумма наложенных административных штрафов за все виды правонарушений, составила более 3 млн. рублей, из них взыскано более 1 млн. рублей.

Основное внимание ведомства обращено на профилактику и предупреждение нарушений при осуществлении данного вида надзора.

Так, Министерством в июле месяце текущего года приняты следующие приказы:

  • «Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах»;
  •  «Об утверждении программы профилактики нарушений обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов».

Кроме этого, на официальном сайте размещено обобщение практики осуществления федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах за 2019 год.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление) проверки, проведение которых было приостановлено в период с 18 марта по 05 апреля 2020 года, согласно поручению Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 18 марта 2020 года №ММ-П36-1945, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения. Проверки, которые не были назначены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, назначению не подлежат.

В связи с чем, плановые (внеплановые) проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах в 2020 году не проводятся.

Пресс-служба Минприроды АК

ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА: www.altaipriroda.ru

  

Последние новости в рубрике: