О незаконности запретов на доступ к водным объектам

С открытием сезона купания, летней рыбалки и других водных видов отдыха и развлечений жители края задают все больше вопросов по поводу законности запретов на свободный доступ к водным объектам либо на требование о взимании платы за вход на берег реки или озера.

Не секрет, что больше всего жалоб поступает от отдыхающих на берегу озера Ая. Вопрос свободного доступа к облюбованному месту отдыха не решается годами. В то время как действия со стороны препятствующих свободе передвижения структур чаще всего являются незаконными.

Подробные разъяснения по этому поводу дали вчера в ходе «Часа прямого провода» специалисты отдела водных ресурсов Главного управления.

В соответствии со статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, когда пруд или обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Права собственности на водные объекты и гидротехнические сооружения не связаны - создаваемые на водотоках (реки, ручьи) подпорные гидротехнические сооружения могут находиться в различных формах собственности (государственной, муниципальной, частной). При этом установление на создаваемый на водотоке водный объект иной (кроме федеральной формы собственности) не имеет правовых оснований, т.е. незаконен.

Вопросы, касающиеся прав собственников гидротехнических сооружений, урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Собственник гидротехнического сооружения имеет права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением, как объектом недвижимости, и обязан соблюдать требования, установленные статьей 9 указанного закона.

Собственник водоподпорного гидротехнического сооружения на водотоке, предполагающий помимо эксплуатации гидротехнического сооружения использование образованного указанным сооружением водного объекта, обязан приобрести право пользования водным объектом в порядке и по основаниям, установленным главой 3 Водного кодекса, и не вправе нарушать права третьих лиц, касающиеся общедоступности и безвозмездного использования водного объекта в личных целях.

Статья 7.6 КоАП РФ дает возможность привлекать к ответственности за самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий.

Условия об обеспечении названных интересов населения должны включаться в договоры пользования водными объектами и определяться в решениях о предоставлении водных объектов в пользование.

Если использование водного объекта в заявленных целях (в их числе - использование акватории для рекреационных целей) приведет к ущемлению прав и нарушению интересов других водопользователей, в предоставлении водного объекта в пользование должно быть отказано. Под «другими водопользователями» должны подразумеваться также и лица, осуществляющие общее водопользование.

Обязанность водопользователя - не нарушать прав других водопользователей, в том числе и не ограничивать свободное пользование акваторией водного объекта гражданами.

По общему правилу, сформулированному в ст. 6 Водного кодекса РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в публичной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.

В условиях активного вовлечения природных ресурсов в оборот снижается их доступность для общего пользования. Так, в настоящее время довольно распространена практика ограничения доступа населения к береговым полосам и водным объектам со стороны лиц, использующих примыкающие к водоемам земельные участки.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 5 или 20 м (в зависимости от характеристик водного объекта). Реализации права граждан на свободное пользование береговой полосой служит запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы (п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ), который, однако, не исключает предоставления земельных участков полосы в пользование.

Как показывает практика, данного запрета недостаточно для обеспечения свободного пользования гражданами береговой полосой. Препятствия такому пользованию создаются, во-первых, владельцами строений, расположенных вблизи водоемов, во-вторых, пользователями водных объектов и арендаторами примыкающих к воде земельных участков.

Что касается ограждений, создаваемых на пляжах, то в судебной практике такие действия признаются ограничениями прав граждан на свободное пользование береговой полосой и водными объектами. Очевидно, что совмещение интересов населения, бизнеса и органов местного самоуправления, заинтересованных в передаче в аренду земельных участков, лежит в плоскости обременения договоров аренды обязанностью арендатора обеспечить свободный доступ к береговой полосе и такого урегулирования платности пользования пляжами, которое предполагало бы возможность взимания с населения платы не за сам факт входа на пляж, что противоречит вышеприведенным нормам закона, а только за предоставление дополнительных услуг. Размеры платы могут регулироваться органами местного самоуправления (в случаях распоряжения ими соответствующими земельными участками) как условие договора со стороны арендодателя.

Соответственно, всевозможные виды платы «за вход», которые устанавливаются не только субъектами предпринимательской деятельности, но иногда и органами власти, нелегитимны, незаконны.

Каждый гражданин, чьё право на пользование водным объектом нарушено, может обратиться за защитой своих интересов в органы власти, первым делом - позвонить в полицию.

Пресс-служба Главного управления

Последние новости в рубрике: