Часто задаваемые вопросы

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Что попадает под определение заготовки валежника?

Федеральным законом от 18 апреля 2018 г. № 77-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации» к недревесным лесным ресурсам отнесен валежник.

Заготовка валежника представляет собой сбор лежащих на поверхности земли остатков стволов деревьев, сучьев, образовавшихся вследствие естественного отмирания деревьев при их повреждении вредными организмами, буреломе, снеголоме.

Проще говоря, разрешено собирать только какие-либо части стволов деревьев, лежащих на земле.

Какой объём валежника можно собирать бесплатно?

В настоящее время объём заготовки валежника не определён.

Где проходит грань между заготовкой валежника и лесонарушением?

Важно отличать от валежника сухостой и ветровал (т.е. целые стволы деревьев - стоящих или вывороченных с корнями) -  их нельзя заготавливать, рубить и пилить. Как и раньше, рубка сухойстойных и ветровальных деревьев без разрешительных документов, будет квалифицирована как хищение либо уничтожение или повреждение государственного имущества.

Нужно ли ставить в известность лесничество/администрацию при сборе валежника?

Нет.

Где можно ознакомиться с подробной актуальной информацией, касающейся Правил заготовки валежника в Алтайском крае?

Основные источники – это законодательные акты: Лесной кодекс РФ, Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. № 77-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации», Закон Алтайского края от 5 февраля 2008 года № 6-ЗС «О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на территории Алтайского края», Закон Алтайского края «О внесении изменений в Закон Алтайского края «О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на территории Алтайского края».

Также, с актуальной информацией по Правилам заготовки валежника в регионе можно ознакомиться на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края и в краевых СМИ. Необходимые сведения по сбору валежника гражданами предоставляют лесничества края и районные администрации.

 

ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО

Каким образом можно подать заявку на получение охотничьего билета?

Существует несколько способов подачи заявления для получения государственной услуги «Выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца»:

1. Обратившись лично в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края по адресу: г.Барнаул, ул.Чкалова 230, каб.105 (прием заявлений осуществляется в понедельник и среду с 8-00 до 17-00 перерыв с 13-00 до 13-48) или к уполномоченному должностному лицу Министерства в районах Алтайского края, согласно их графика работы.

2. Направив в адрес Министерства заявление и прилагаемые к нему документы почтовым отправлением с описью вложения или в электронном виде посредствам сети Интернет на электронный адрес Министерства (mail@altaipriroda.ru).

 3. Обратившись в Многофункциональные центры (МФЦ) Алтайского края. С более подробной информацией о работе центров можно ознакомиться на сайте www.mfc22.ru.

4. Через Единый портал государственных услуг - www.gosuslugi.ru.

Как оставить заявку на получение охотничьего билета единого федерального образца через Единый портал государственных услуг?

Для получения данной услуги необходимо зайти на Единый портал государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru). Если Вы уже зарегистрированы на портале, то Вам необходимо войти в систему, если не зарегистрированы, то необходимо создать учетную запись. После входа в систему важно установить свое местоположение, затем в разделе «Органы власти»  выбрать вкладку «Органы власти по месторасположению» и среди региональных органов исполнительной власти выбрать Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края. Из представленного перечня услуг Вам нужно выбрать услугу «Выдача и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца». После выбора данной услуги нажмите на кнопку «Получить услугу». Перед Вами появится окно с формой для заполнения. После заполнения анкеты к заявлению необходимо будет прикрепить запрашиваемые документы в электронном виде. После выполнения всех необходимых процедур Ваше заявление будет направлено для работы к специалисту Министерства.

По каким причинам может быть отказано в приеме заявления на получение охотничьего билета через Единый портал государственных услуг?

В соответствии с Административным регламентом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края по предоставлению государственной услуги по выдаче и аннулированию охотничьих билетов единого федерального образца, утвержденным приказом Управления охотничьего хозяйства Алтайского края N 87-п от 18.10.2011 (далее- регламент) основанием для отказа в приеме заявления на получение данной государственной услуги является несоответствие предоставленных заявителем документов требованиям, указанным в пункте 2.9 регламента и несоответствие предоставленных заявителем документов перечню, установленному пунктом 2.8 регламента. Чаще всего при подаче заявки через ЕПГУ граждане к заявлению прикладывают не полную копию основного документа, удостоверяющего личность. В данном случае будет направлен отказ с указанием того, что необходимо предоставить полную копию документа. После отправки полного пакета документов заявление принимается в работу.

Где можно узнать численность охотничьих ресурсов на территории Алтайского края в разрезе муниципальных образований и охотничьих угодий?

Данная информация находится в свободном доступе на официальном сайте Министерства в разделе ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО/УЧЕТ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА.

Для продления разрешения на хранение и ношение оружия мне необходимо получить справку о том, что я не имею административных правонарушений в области охоты. Где я могу получить данную справку и что необходимо иметь при себе для этого?

За справкой, необходимой для продления разрешения на оружие, Вам нужно обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (г. Барнаул, ул. Чкалова, 230, кабинет 107, телефон для справок (385-2) 29-68-34). При себе гражданин должен иметь документ, удостоверяющий личность.

Разъясните порядок подачи заявлений для получения разрешения на добычу объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, в общедоступные охотничьи угодья Алтайского края. Каким нормативно-правовым актом регламентируется данная процедура.

Заявления на добычу охотничьих ресурсов принимаются и рассматриваются в соответствии с Порядком подачи заявок и заявлений, необходимых для подачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденным приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379. С данным приказом Вы можете ознакомиться на сайте Министерства в разделе ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО/ОХОТНИЧЬЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.

В какой срок до начала открытия сезона охоты начинается прием заявлений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступные охотничьи угодья Алтайского края?

В соответствии с Законом Алтайского края №67-ЗС от 08.07.2010 «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов не менее чем за 15 рабочих дней до даты начала сезона охоты осуществляет прием заявлений на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях на территории Алтайского края. Сведения о сроках и месте приема заявлений охотников на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях на территории Алтайского края на конкретный сезон охоты, о местах охоты, о видах охотничьих ресурсов, о квотах их добычи, о месте и дате рассмотрения указанных заявлений и выдачи разрешений уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов публикует на своем официальном сайте в сети «Интернет» не менее чем за 5 рабочих дней до даты начала приема заявлений.

 

РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Кем осуществляется контроль и охрана водных биологических ресурсов?

Функции контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов возложены на Федеральное агентство по рыболовству, имеющее подведомственные подразделения, реализующие свои полномочия по бассейновому принципу. На территории Алтайского края - это Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству. Исполнение полномочий Росрыболовства на территории края осуществляет Алтайский отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее - Алтайский отдел), он же контролирует осуществление любительского и промышленного рыболовства, в том числе количество орудий лова и их постановку на местах лова.

Также Алтайский отдел осуществляет контроль и надзор за средой обитания водных биологических ресурсов, следит за чистотой водоемов. Алтайский отдел находится по адресу:

656038, г. Барнаул, ул. Молодежная, 2а; тел: 8 (3852) 66-95-96, 66-51-05.

Определение границ рыбоводного участка

Осуществление деятельности по разведению и выращиванию водных биологических ресурсов регламентируется вступившим в силу Федеральным законом от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации».

В соответствии со статьей 12 Закона «Об аквакультуре» пастбищная и индустриальная аквакультура осуществляется на рыбоводных участках.

Договор пользования рыбоводным участком заключается по результатам торгов (конкурсов, аукционов).

Правила организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 № 450 «Об утверждении правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком».

Договор пользования рыбоводным участком заключается сроком на 25 лет, что дает право долгосрочного осуществления рыбохозяйственной деятельности в соответствии с Законом «Об аквакультуре».

Правила определения границ водных объектов и (или) их частей, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2014 № 1183 «Об утверждении правил определения границ водных объектов и (или) их частей, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками» (далее - Правила определения границ рыбоводных участков).

 В части реализации Правил определения границ рыбоводных участков поясняем, что предложения по определению границ рыбоводных участков (далее - Предложения) направляются гражданами, общественными объединениями, юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, объединениями юридических лиц (ассоциаций и союзов), муниципальными образованиями в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, где поступающие предложения рассматривает комиссия по определению границ рыбоводных участков в соответствии с Порядком деятельности данной комиссии, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства от 11.03.2015 № 94 «Об утверждении порядка деятельности комиссии по определению границ рыбоводных участков» и выносит решение о возможности формирования рыбоводного участка.

За более подробной консультацией Вы можете обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края в отдел водных биологических ресурсов по телефону: (3852) 296824, 296846.

Ограничение любительского рыболовства

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования граждане вправе осуществлять свободно и бесплатно.

Согласно Правил рыболовства для Западно - Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.10.2014 № 402 «Об утверждении правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна» (далее - Правила рыболовства) на территории Алтайского края любительское рыболовство на общедоступном водном объекте осуществляется гражданами следующими орудиями и способами лова:

летними и зимними удочками всех модификаций с общим количеством крючков (одинарных, двойников или тройников - далее крючков), в том числе крючков на блеснах не более 10 штук на орудиях добычи (вылова) у одного гражданина;

спиннингами, фидером, «корабликами», «змеями», нахлыстовыми удочками с использованием блесен, воблеров, мушек и других приманок;

жерлицами и кружками общим количеством не более 10 штук у одного гражданина;

закидными удочками («закидушками»), в том числе с использованием резиновых амортизаторов, и переметами с общим количеством крючков не более 10 штук на орудиях добычи (вылова) у одного гражданина;

на дорожку (троллингом);

специальными пневматическими ружьями и пистолетами для подводной охоты без использования аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов;

мелкоячеистыми бреднями (для добычи (вылова) живца) длиной не более 3 м, с размером (шагом) ячеи не более 15 мм;

раколовками в количестве не более 5 штук у одного гражданина, с диаметром каждой раколовки не более 80 см.

Одновременно с этим, пунктом 15.4.7 Правил установлено, что при осуществлении рыболовства запрещается юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам использовать маломерные суда и прогулочные суда на водных объектах рыбохозяйственного значения (или их участках) в запретные сроки (периоды) и в запретных районах (местах) для осуществления рыболовства в период нереста, установленных Правилами рыболовства на период нереста, за исключением несамоходных судов, а также других судов, применяемых для осуществления разрешенной деятельности по добыче (вылову) водных биоресурсов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Положениями о государственных природных комплексных заказниках краевого значения на их территории допускается любительское рыболовство летними и зимними удочками всех модификаций согласно Правилам рыболовства.

Необходимо отметить, что согласно пункта 10.1 Правил рыболовства, гражданам запрещается добыча (вылов) объектов аквакультуры в границах рыбоводных участков без согласия рыбоводных хозяйств - пользователей рыбоводных участков.

 

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И НОРМИРОВАНИЕ

В каком размере уплачивается государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух? И где взять реквизиты для ее зачисления?

За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина. В соответствии со статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс в атмосферный воздух составляет 3500 рублей. Государственная пошлина уплачивается до подачи заявления на выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух перечислением средств в безналичной форме.

Реквизиты для зачисления государственной пошлины размещены на сайте Министерства в разделе «Государственные услуг».

Подробную информацию по вопросам получения разрешения на выбросы можно получить в отделе экспертизы и нормирования (каб. 410,411), а так же по телефонам (3852) 29-68-01, (3852) 29-68-45.

 

В связи с переходом на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) у граждан возникает множество вопросов, в свою очередь Министерство природных ресурсов и экологии публикует ответы:

1. Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок?

В России приняты Правила обустройства мест накопления ТКО (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 №1039). В них определено, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица.  Документ вступает в силу с 1 января 2019 года.

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а если у органа местного самоуправления таковых нет, то – на порталах субъектов РФ.

2. Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?

Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.

В соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.

3. Будут ли льготы по оплате услуги по сбору и вывозу мусора? Куда обращаться, чтобы их получить?

Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкимидоходами (малоимущим). Для получения компенсации необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

4. Если у дома не выбран способ управления: кто отвечает за контейнерные площадки?

В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. Также с 1 января 2019 выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления.

А вот если собственники определили способ управления МКД, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечает управляющая организация (или иная организация, которая управляет МКД).

5. За что в новой системе обращения с ТКО отвечают управляющие компании?

Управляющие организации возложена обязанность убирать контейнерные площадки.

Кроме того, по решению общего собрания жильцов они могут от имени собственников заключать договоры с регоператором на оказание коммунальной услуги по обращению с отходами, а также приобретать контейнеры.

6. Почему увеличилась плата за мусор?

Правильнее говорить о выделении данного платежа из общей строки жилищах услуг и появления строки для владельцев индивидуального жилищного фонда. При этом ранее взимаемая плата за обращение с ТКО будет исключена из состава жилищных услуг, что позволит исключить двойную оплату населением одних и тех же услуг.

С 2019 года плата за обращение с ТКО становится коммунальной услугой (как отопление, водоснабжение, электричество), и поэтому на нее распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам (осуществляется индексация, услуга  регулируется специальными правилами формирования стоимости и пр.)

Напомним, что у регионов есть право вводить субсидии на плату за обращение с отходами для определенной категории граждан (малоимущие и т.п.).

7. Должны ли заключать договор на вывоз ТКО садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан?

Да. Заключить договор с регоператором обязаны все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы.

8. Я являюсь собственником двух квартир, но живу только в одной. Почему я должен платить за обе?

Тарифы утверждает региональный орган тарифного регулирования, а порядок оплаты – Жилищный кодекс и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила № 354).

В соответствии с этими правилами и ЖК, если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает.

При этом можно сделать перерасчёт. Например, если человек находился в отъезде. В этом случае регоператору предоставляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет сумма с учетом этого вычета.

Кроме того, перерасчёт возможен, если члены семей собственников жилья учатся или работают в других городах. При заключении договора с регоператором по обращению с ТКО нужно предоставить документ, подтверждающий, что зарегистрированный в доме или квартире человек проживает в другом месте. Это может быть документ о регистрации по факту временного пребывания, справка из учебного заведения. Полный перечень таких документов – в постановлении Правительства РФ № 354.

В то же время при начислении платы за обращение с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, перерасчет сделать нельзя. Законодательством Российской Федерации такой порядок не установлен.

9. Куда обращаться в случаях, когда некорректно выставлены квитанции?

Если плата за вывоз и утилизацию ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться в офис регионального оператора. Для корректировки необходимо предоставить подтверждающие документы. Например, если в квартире прописан один человек, а плата выставлена за двух, то нужно предоставить справку о количестве прописанных.

Также в каждом регионе действуют «горячие линии» по вопросам запуска реформы по обращению с ТКО.

10. Будут ли вывезены несанкционированные свалки, и что для этого требуется?

Региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок. После поступления информации о несанкционированной свалке, представители регоператора выезжают на место, составляют акт, фотографируют и определяют координаты. Затем собственнику земельного участка направляется уведомление. Если собственник не ликвидирует свалку собственными силами в течение 30 дней, то региональный оператор обязан убрать ее собственными силами с последующим взысканием расходов в судебном порядке.

11. Где можно оплатить квитанции?

В любом отделении Почты России, Сбербанке, в кассах приема коммунальных платежей.

12. Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором?

Нет, не может. Об этом говорится в №89-ФЗ и в Жилищном кодексе.

В соответствии со статьёй 24.7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

Для общей информации:

1. Какие отходы отнесены к твердым коммунальным отходам (далее – ТКО), обращение с которыми должно осуществляться региональным оператором по обращению с ТКО?

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Особенности регулирования обращения с ТКО установлены статьями 24.6-24.13 Закона № 89-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий». Условия образования ТКО  обуславливают также  особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой.  Виды отходов, отнесенные к ТКО, относятся к IV или V классу опасности в силу того, что в составе присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к  IV и/или V классу опасности.

В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0)  включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам:

  • 7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ;

  • 7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

  • 7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

  • 7 33 100 00 00 0 Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам;

  • 7 34 100 00 00 0 Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам;

  • 7 34 200 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам;

  • 7 34 900 00 00 0 Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

  • 7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

  • 7 36 200 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

  • 7 36 400 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам

  • 7 37 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам

  • 7 39 400 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам.

Приказом  Росприроднадзора от 28.11.2017 № 566 «О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2018 № 49762) выделена еще одна группа видов отходов, относящихся к ТКО:

  • 7 41 119 00 00 0 Остатки сортировки твердых коммунальных отходов, отнесенные к ТКО.

Вместе с тем хозяйствующий субъект самостоятельно определяет перечень отходов, образующихся в процессе осуществляемой им хозяйственной или иной деятельности.

2. Должен ли собственник нежилых помещений в многоквартирном доме заключать договор с региональным оператором?

Согласно пункту 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее – МКД) и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), собственник нежилого помещения в МКД в целях обеспечения обращения с ТКО заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

При этом собственник нежилого помещения в МКД обязан предоставлять управляющей организации, товариществу или кооперативу МКД, в котором расположено нежилое помещение собственника, данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО, потребленной за расчетный период по указанному договору, в течение 3 рабочих дней со дня получения от них запроса.

Одновременно управляющая организация, товарищество, кооператив предоставляют региональному оператору по обращению с ТКО, оказывающему коммунальную услугу по обращению с ТКО, сведения о собственниках нежилых помещений в МКД, а также направляют уведомления собственникам нежилых помещений в МКД о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором.

В данном случае законодательством Российской Федерации однозначно определено, что собственник нежилого помещения в МКД заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором.

3. Как определяются категории нормативов накопления ТКО?

В соответствии со статьей 6 Закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление нормативов накопления ТКО.

Согласно пунктам 13, 14 Правил № 269, норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно. В свою очередь, расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.

Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

  • территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

  • категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;

  • категорий объектов, на которых образуются отходы;

  • видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определяет категории нормативов накопления ТКО.

4. Вопрос в части установления нормативов накопления ТКО, если в методических рекомендациях объекты нормирования не указаны?

Нормативы определяются в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 (далее – Правила № 269).

Нормативы устанавливаются органамиисполнительной власти субъекта РФ или органами местногосамоуправления поселений или городских округов (в случаенаделения их соответствующими полномочиями законом субъектаРФ В соответствии ФЗ-486 от 28.12.2016 о внесении изменения в ФЗ-89 «Об отходах производства ипотребления» и в ФЗ-458 в течение 2017 года субъекты РФ должны были завершить работу поразработке и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетомчетырех сезонов.

Норматив накопления ТКО - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

В соответствии с требованиями федерального законодательства, согласно Правилам определения нормативов накопления ТКО, утвержденным ПП-269 от 04.04.2016 и Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом-524/пр от 28.07.2016 Минстроя России, нормативы устанавливаются на основании замеров отходов, проводимых в течение 7 дней непрерывно для каждого сезона года (зима, весна, лето, осень).

Нормативы могут устанавливаться дифференцировано по численности населения, проживающего в поселении/городском округе, по категориям потребителей, а также по категориям объектов.

В аналитических целях для сопоставимости значений нормативов накопления ТКО субъектов РФ эксперты  использовали значения нормативов, установленных для индивидуальных и многоквартирных домов.

Нормативы накопления ТКО в субъектах РФ различаются по форматам исходных данных: в одних субъектах РФ нормативы накопления устанавливаются исходя из расчета на одного человека, в других – исходя из расчета на квадратный метр, в-третьих - возможны оба случая. Кроме того, в некоторых субъектах РФ нормы накопления установлены для всей территории субъекта, а в некоторых – устанавливаются отдельно для каждого из городов, вплоть до самого небольшого муниципального района. Есть случаи, когда нормативы накопления в разных субъектах РФ указаны в различных единицах измерения. Аналогичная ситуация выявлена в случае анализа единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО. Нормативы накопления ТКО устанавливаются в м3 или кг на расчетную единицу. Расчетнойединицей является один проживающий или 1 кв. м общей площади.

В большинстве субъектов РФ  расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.

В перспективе нормативы должны быть откорректированы с учетом работы новой системы обращения с отходами и реального (более точно) понимания объектов образования отходов, которые на сегодняшний день в стране отсутствуют, так как данная работа раньше не велась.

5. В соответствии с каким нормативно-правовым актом необходимо ввести учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов?

Согласно пункту 4 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505), в целях сопоставления объема и массы ТКО определяется средняя плотность ТКО, рассчитываемая как отношение объема ТКО, принятых от собственников ТКО (без учета ТКО, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее - средняя плотность ТКО).

Правилами № 505 вводится понятие «средняя плотность ТКО» в целях соотнесения объема и массы ТКО в связи с разными подходами ведения учета образованных ТКО и переданных в дальнейшем на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения.

Средняя плотность ТКО свидетельствует о количестве единиц объема ТКО в 1 единице массы ТКО, то есть определяется коэффициент соотношения между величинами.

На основании изложенного, с учетом действующего законодательства среднюю плотность ТКО следует определять в соответствии с Правилами № 505.

6. Должен ли региональный оператор обеспечивать вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений?

Зачастую понятие ТКО используется применительно к отходам, образующимся при содержании зеленых насаждений, в том числе на придомовой территории МКД и жилых домов (опиловка древеснокустарниковой растительности, покос травы, отходы сельскохозяйственных культур при уборке приусадебных участков, отходы опавшей листвы в период листопада и т.п.), что не соответствует определению ТКО согласно Закону № 89-ФЗ по основному признаку как отходов, образующихся в жилых помещениях.

 Обращение с такими видами отходов должно осуществляться на основании отдельных договоров; оно не относится к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором.

Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают обращение с ТКО, которые соответствует понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО – отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Таким образом, законодательством Российской Федерации не запрещено обеспечение обращения региональным оператором с иными видами отходов, однако оно должно осуществляться по нерегулируемой цене (не за счет единого тарифа на услугу регионального оператора).

7. Как определяется порядок платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО?

С учетом положений жилищного законодательства, в том числе Правил № 354, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО (пункт 148 (30) Правил № 354).

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв.м. общей площади жилого помещения.

В случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении.

Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении № 2 к Правилам № 354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.

При этом следует отметить, что согласно положениям статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, определенных Правительством Российской Федерации. Указанные случаи установлены Правилами № 505.

Согласно пункту 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:

  1. нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

  2. количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах № 354.

Согласно пункту 148 (30) Правил № 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО - расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.

8. Можно ли отнести отходы строительных материалов на гипсовой основе, отходы затвердевших строительных смесей и линолеумов, полимерных плиток к крупногабаритным отходам?

В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отходы из жилищ крупногабаритные (7 31 110 02 21 5) в составе вида отходов «Отходы из жилищ» (7 31 100 00 00 0) относятся к подтипу «Отходы коммунальные твердые» (7 31 000 00 00 0).

В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, «крупногабаритные отходы» - ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

В соответствии с Методическими рекомендации по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 10.11.1998 № 8, текущий ремонт здания - комплекс строительных и организационно-технических мероприятий по устранению неисправностей (восстановлению работоспособности) элементов здания и поддержанию эксплуатационных показателей.

Вместе с тем группы отходов «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (панели и плиты для перегородок, гипсокартонные листы, вент-блоки)» (8 24 100 00 00 0), «Отходы затвердевших строительных смесей прочих» (8 24 910 00 00 0) и «Отходы линолеумов, полимерных плиток» (8 27 100 00 00 0) относятся к типу «Отходы строительства зданий, сооружений» (8 20 000 00 00 0).

Положениями пункта 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство определено как создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).